
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег.№33а-4543/2023 Судья: Ушанова Ю.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 16 января 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Карсаковой Н.Г.
судей Поповой Е.И., Носковой Н.В.
при секретаре Скляренко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2023 года административное дело №2а-9809/2022 по апелляционной жалобе Кутузова А. Н. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2022 года по административному исковому заявлению Кутузова А. Н. к призывной комиссии Красносельского района Санкт-Петербурга по мобилизации граждан, военному комиссариату Красносельского района Санкт-Петербурга, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» об оспаривании решения, действий призывной комиссии по мобилизации.
Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г., выслушав объяснения представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» Касьянову Е.Ю., представителя заинтересованного лица призывной комиссии по мобилизации Санкт-Петербурга Аристархову И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кутузов А.Н. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
- признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации Красносельского района Санкт-Петербурга и военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга о призыве на военную службу;
- признать незаконной и отменить повестку военного комиссариата Красносельского района о явке для отправки к месту прохождения военной службы.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав Кутузов А.Н. просил обязать призывную комиссию по мобилизации Красносельского района Санкт-Петербурга вынести решение об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации в связи с ее заменой на альтернативную гражданскую службу.
В обоснование заявленных требований Кутузов А.Н. указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Красносельского района Санкт-Петербурга, куда явился по вызову в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». 29 октября 2022 года призывной комиссией Красносельского района Санкт-Петербурга по мобилизации граждан принято решение о призыве его на военную службу по частичной мобилизации. Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку при прибытии в войсковую часть, как и при принятии решения о мобилизации не было проведено медицинское освидетельствование при наличии у него ряда заболеваний, которые могут являться основаниям для установления категории годности «Г». Вместе с тем, в связи с обострением болевых ощущений, административный истец для оказания медицинской помощи был помещен в лазарет.
Определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 ноября 2022 года о принятии административного иска к производству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены призывная комиссия Красносельского района Санкт-Петербурга по мобилизации граждан, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» (далее - ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга»), в качестве заинтересованного лица призывная комиссия по мобилизации Санкт-Петербурга (л.д.9-10)
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д.37-46).
В апелляционной жалобе Кутузов А.Н. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции не принял во внимание допущенные нарушения при принятии решения призывной комиссией по мобилизации Красносельского района Санкт-Петербурга об определении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья административного истца в соответствии с предоставленными медицинскими документами, что привело к нарушение его права на освобождение от призыва на военную службу по мобилизации (л.д.50-52).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Кутузов А.Н., представители административных ответчиков призывной комиссии Красносельского района Санкт-Петербурга по мобилизации граждан, военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В Санкт-Петербургский городской суд от административного истца Кутузова А.Н. поступило сообщение о том, что он не может явиться в судебное заседание по состоянию здоровья, поскольку находится в <...> госпитале, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено (л.д. 66).
Представители административных ответчиков призывной комиссии Красносельского района Санкт-Петербурга по мобилизации граждан, военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» Касьянову Е.Ю., представителя заинтересованного лица призывной комиссии по мобилизации Санкт-Петербурга Аристархову И.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Кутузов А.Н. с <дата> являлся курсантом, с <дата> проходил военную службу по призыву, состоит на учете в военном комиссариате Красносельского района Санкт-Петербурга с <дата> как гражданин пребывающий в запасе в связи с увольнением с военной службы по призыву, признан годным к военной службе с присвоением категории «А», имеет военную специальность <...> (л.д.28, оборот).
Решением призывной комиссии по мобилизации граждан Красносельского района Санкт-Петербурга, оформленным протоколом заседания №39 от 29 октября 2022 года, Кутузов А.Н. призван на военную службу по мобилизации на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (л.д.31).
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством на призывную комиссию возложена обязанность по организации и проведению мероприятий по мобилизации, то оснований для признания незаконным вручение Кутузову А.Н. повестки не имеется. Административным истцом не представлено допустимых доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие у него заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу по мобилизации, а также позволяющих прийти к выводу о неправильном определении при прохождении медицинского освидетельствования категории годности к военной службе. Административный истец был госпитализирован после принятия судом оспариваемого решения, в связи с чем, данное обстоятельство не могло быть учтено. Наличие убеждений против несения военной службы административным истцом, ранее проходившим военную службу по призыву, не доказано, кроме того, данное обстоятельство не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации. Нарушение прав и законных интересов административного истца решением призывной комиссии, принятым в соответствии с действующим законодательством, не допущено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в решении суда, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области осуществляется Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Федерального закона под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (статья 19 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
В силу статьи 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (часть 1).
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований (часть 2).
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (часть 3).
Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с Положением о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 852 (далее – Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации), призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 3).
Министерство Обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимые сведения об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (пункт 4 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации).
Порядок проведения оповещения явки (доставки) людских ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 5 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (пункт 8 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Согласно пункту 25 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
В соответствии со статьей 27 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.
21 сентября 2022 года указом Президента Российской Федерации № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года объявлен призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» призывной комиссией по мобилизации граждан Красносельского района Санкт-Петербурга в отношении Кутузова А.Н., с <дата> состоящего на учете в военном комиссариате Красносельского района Санкт-Петербурга, проведены мероприятия по призыву на военную службу по мобилизации.
Повестка о явке Кутузова А.Н. 28 октября 2022 года в военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга (л.д.7) была выписана военным комиссариатом Красносельского района Санкт-Петербурга на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и решения призывной комиссии по мобилизации граждан Красносельского района Санкт-Петербурга в соответствии с возложенной Положением о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации обязанностью.
Решением призывной комиссии по мобилизации граждан Красносельского района Санкт-Петербурга, оформленным протоколом заседания №39 от 29 октября 2022 года, Кутузов А.Н. призван на военную службу по мобилизации (л.д.31).
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
7) пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.Указом Президента Российской Федерации №664 от 24 сентября 2022 года «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» установлено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.
В силу пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565.
Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу по контракту; граждан, призываемых на военные сборы.
В силу пункта 70 данного Положения граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Организация освидетельствования граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил осуществляется военными комиссариатами и военными комиссариатами муниципальных образований (пункт 75).
При этом, согласно пункту 1.2 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 22 и подпункте "а" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона), проводится по их заявлению.
Порядок создания военно-врачебных комиссий в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Приказом Министра обороны от 10 сентября 2020 года № 433.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Гражданам, призываемым на военную службу по мобилизации в целях исключения у них инфекционных заболеваний, а также увечий, заболеваний, препятствующих призыву по мобилизации, проводится медицинский осмотр, при необходимости - медицинское освидетельствование в соответствии с Методикой, утвержденной первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Граждане, предъявившие жалобы на состоянии здоровья и имеющие увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, в том числе временная, осматриваются врачом-специалистом. Результаты медицинского осмотра гражданина, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья заносятся в книгу учета медицинского осмотра, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья.
При явке в военный комиссариат по повестке гражданин должен иметь при себе медицинские документы, характеризующие состояние здоровья. Если гражданин при призыве по мобилизации не предъявляет в военном комиссариате медицинские документы и жалобы на состояние здоровья, оснований для проведения углубленного медицинского обследования или освидетельствования руководящими документами не предусмотрено.
Оспаривая решение призывной комиссии Красносельского района Санкт-Петербурга по мобилизации граждан о его призыве на военную службу по частичной мобилизации, Кутузов А.Н. указал, что на момент медицинского осмотра имел ряд заболеваний: <...>, которые дают основание для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу.
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что категория годности лица к военной службе устанавливается в период его призыва на срочную военную службу. В рассматриваемом случае Кутузову А.Н. при прохождении срочной службы в Вооруженных силах Российской Федерации установлена категория годности к военной службе «А», которая впоследствии не была изменена.
Исходя из вышеприведенных норм права, граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.
1 октября 2022 года военным комиссариатом Красносельского района Санкт-Петербурга Кутузову А.Н. было выдано направление в поликлинику по месту жительства для подтверждения наличия/ отсутствия заболевания <...> (л.д.32).
По результатам рентгенологического исследования, 4 октября 2022 года, проведенного Кутузову А.Н. в Санкт-Петербургском ГБУЗ <...> административному истцу установлен диагноз <...> (л.д.27).
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица призывной комиссии по мобилизации Санкт-Петербурга, представленные в материалы дела копия медицинского заключения от 4 октября 2022 года ГБУЗ <...> (л.д. 32) и результат рентгенологического исследования от 4 октября 2022 года в военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга административным истцом не представлены. Доказательств обратного не представлено.
26 октября 2022 года Кутузов А.Н. представил в военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга заявление о том, что инвалидности не имеет и жалоб на состояние здоровья нет (л.д.29).
Таким образом, у призывной комиссии при осуществлении мероприятий по призыву в рамках частичной мобилизации оснований для направления административного истца повторно на проведение дополнительных медицинских обследований не имелось.
Административным истцом при проведении мобилизационных мероприятий не было представлено доказательств, подтверждающих наличие заболеваний, являющихся основанием для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу, освобождения от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Направление войсковой части №... на медицинское освидетельствование №1501 от 17 ноября 2022 года для определения категории годности к военной службе (л.д.30) было выдано Кутузову А.Н. после поступления его на военную службу по контракту 28 октября 2022 года, то есть после принятия призывной комиссией по мобилизации Красносельского района Санкт-Петербурга решения о призыве на военную службу по частичной мобилизации и не может свидетельствовать о незаконности принятого в отношении Кутузова А.Н. решения о призыве на военную службу по частичной мобилизации.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что наличие у административного истца убеждений против несения военной службы не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Это корреспондирует пункту 1 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и пункту 1 статьи 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 59, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1996 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (пункт 1 статьи 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (пункт 1 статьи 3); граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и на военные сборы не призываются (статья 24).
Исходя из положений статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" реализация гражданином конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой носит заявительный характер.
В статье 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К ним относятся случаи, если: гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Судебная коллегия, учитывая положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" о том, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и подали соответствующее заявление, а также приведенные в пункте 4 статьи 12 Федерального закона № 113-ФЗ основания к отказу в замене, приходит к выводу, что административный истец не относится к категории граждан, на которых распространяется действие названного Федерального закона, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о призыве на военную службу в связи с мобилизационными мероприятиями лица, прошедшего военную службу и находящегося в запасе.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24 июня 2014 N 1470-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29 часть 3; статья 59 часть 3).
По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кутузова А. Н. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.01.2023 года.
Председательствующий:
Судьи: