
Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33а-410/2022 Судья: Матусяк Т.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 12 января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Чуфистова И.В. |
судей |
Есениной Т.В., Носковой Н.В. |
при секретаре |
В.А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1056/21 по апелляционной жалобе К.А.А. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 марта 2021 года по административному иску К.А.А. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об оспаривании заключения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административного истца К.А.А. – С.А.В. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» - Г.О.А. (по доверенности), судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К.А.А. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от <дата> о зачислении истца в запас Вооружённых Сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абзацем восьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права К.А.А. просил суд возложить на административного ответчика обязанность принять решение о зачислении К.А.А. в запас по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
В обоснование административного иска К.А.А. ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое заключение может быть принято в отношении граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, только начиная с 01 января 2014 года, однако, с 01 января 2014 года по <дата> – день достижения К.А.А. возраста 27 лет, истец от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не уклонялся, и в отношении него призывной комиссией не совершались какие-либо действия, направленные на проведение указанных мероприятий.
По мнению К.А.А., принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», нарушает его права, в том числе ограничивает право на поступление на государственную гражданскую службу.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 10 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска К.А.А. отказано.
В апелляционной жалобе К.А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на нарушение судом норм материального права.
Административный истец К.А.А., представитель административного ответчика призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе введён в действие Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чём в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учётно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
Согласно материалам личного дела призывника К.А.А. <дата> года рождения с <дата> по <дата> состоял на воинском учете в Военном комиссариате г. Горно-Алтайска по Республике Алтай (л.д. 58 оборот).
В дальнейшем К.А.А. был принят на воинский учёт в ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербург» по Фрузенскому району Санкт-Петербурга, с предоставлением отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением образования на период до <дата> (л.д. 58).
Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от <дата> К.А.А. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем седьмым (с 03 апреля 2017 года – абзац восьмой) пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (л.д. 28).
Отказывая в удовлетворении требований К.А.А., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что К.А.А. не исполнил воинскую обязанности, не имея на то уважительных причин; на протяжении длительного времени уклонялся от призыва на военную службу, в связи с чем, оспариваемое решение призывной комиссии является законным и обоснованным.
Данный вывод суда первой нельзя признать правильным и основанным на доказательствах.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Исходя из приведённых выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учёта К.А.А. (личном деле призывника) сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с <дата> до достижения им 27-летия, то есть до <дата>.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно пункту 6 Положения о призыве на военную службу, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения).
<дата> паспортистом общежития №..., в котором К.А.А. имел временную регистрацию по месту пребывания на период обучения в <...> (<адрес>), в Военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга направлено письмо, в котором указано, что в связи с окончанием названного высшего учебного заведения и истечением <дата> срока регистрационного учёта, К.А.А. подлежит снятию с воинского учёта (л.д. 39).
Кроме того, в данном письме указано, что К.А.А. отбыл по месту жительства: <адрес>.
<дата> Военным комиссариатом Фрунзенского района Санкт-Петербурга в адрес Военного комиссариата Республики Алтай по городу Горно-Алтайску направлен запрос, в котором указано, что К.А.А. убыл по указанному выше адресу без снятия с воинского учета, в связи с чем, начальника отдела Военного комиссариата Фрунзенского района Санкт-Петербурга просил вызвать призывника, поставить его на воинский учет и запросить личное дело призывника (л.д. 42).
В ответ на данное обращение, письмом начальника отдела военного комиссариата Республики Алтай по городу Горно-Алтайску от <дата> №... сообщено, что указанный запрос направлен для исполнения в отдел военного комиссариата Республики Алтай по Усть-Канскому району село Усть-Кан Республики Алтай (л.д. 40).
Доказательства исполнения запроса Военного комиссариата Фрунзенского района Санкт-Петербурга от <дата> в материалах данного административного дела отсутствуют, в связи с чем, судебной коллегией по административным делам направлялись соответствующие запросы в ФКУ «Военный комиссариат города Горно-Алтайска Республики Алтай», а также в Военный комиссариат Усть-Канского района Республики Алтай с целью установления обстоятельств, указывающих на принятие органами военного управления действий, направленных на осуществление мероприятий по призыву на военную службу К.А.А.
Согласно письму военного комиссара Горно-Алтайска Республики Алтай от <дата> №..., на основании учётно-алфавитной книги призывников <...> установлено только то, что К.А.А. был поставлен на первоначальный воинский учет в военном комиссариате г. Горно-Алтайска <дата>, а <дата> снят с воинского учета с направлением <дата> личного дела призывника в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Иные сведения о К.А.А. в военном комиссариате г. Горно-Алтайска отсутствуют.
Из письма военного комиссара Усть-Канского района Республики Алтай от <дата> №... следует, что К.А.А. по данным алфавитной книги призывников <...>, состоящих на воинском учете в военном комиссариате Усть-Канского района Республики Алтай не значится; иных сведений о К.А.А. в военном комиссариате Усть-Канского района не имеются.
Таким образом, надлежащих доказательств направления военным комиссариатом по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга, военным комиссариатом Усть-Канского района Республики Алтай или военным комиссариатом Горно-Алтайска Республики Алтай повесток о вызове К.А.А. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 01 января 2014 года до <дата> не представлено; в личном деле призывника документов, подтверждающих повторное направление запроса в военный комиссариат Республики Алтай в целях установления местонахождения К.А.А., военным комиссариатом по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга не совершалось.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», должностные лица органов, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, не обращались в органы внутренних дел в целях установления местонахождения К.А.А. и обеспечение явки призывника для прохождения таких мероприятий.
В ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы ответчика о том, что К.А.А. уклонялся от получения повесток, препятствовал осуществлению его призыва на военную службу; отсутствуют доказательства того, что К.А.А. отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Следовательно, у призывной комиссии не имелось предусмотренных законом основания для принятия в отношении К.А.А. решения о зачислении в его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем, решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 марта 2021 года, подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 марта 2021 года по административному делу № 2а-1056/21, отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать заключение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, оформленное протоколом заседания призывной комиссии от <дата> №..., о зачислении К.А.А. в запас Вооруженных сил Российской Федерации как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, незаконным.
Обязать призывную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское принять решение о зачислении К.А.А., <дата> года рождения, в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: