- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78OS0000-01-2024-000179-93 |
Дата поступления | 14.02.2024 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание иных законов субъектов РФ |
Дата рассмотрения | 09.04.2024 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 14.02.2024 | 14:56 | 14.02.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 14.02.2024 | 15:20 | 14.02.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 16.02.2024 | 12:25 | Административное исковое заявление оставлено без движения | 19.02.2024 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 22.02.2024 | 13:15 | Административное исковое заявление принято к производству | 26.02.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 22.02.2024 | 13:16 | 26.02.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 22.02.2024 | 13:18 | 26.02.2024 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 14.03.2024 | 10:00 | Зал 51 | Отложено | уважительная причина лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства | 26.02.2024 | |||
Предварительное судебное заседание | 21.03.2024 | 13:00 | Зал 51 | Назначено судебное заседание | 14.03.2024 | ||||
Судебное заседание | 09.04.2024 | 11:00 | Зал 51 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 21.03.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 30.05.2024 | 14:22 | 04.06.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 03.12.2024 | 15:32 | 03.12.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Губернатор Санкт-Петербурга | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Заварзин Артем Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Законодательное Собрание Санкт-Петербурга | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ООО "Специализированный застройщик "Вектор" |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Второй апелляционный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 10.07.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 10:10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 01.08.2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Третий кассационный суд общей юрисдикции | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 18.09.2024 | ||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 18.09.2024 | ||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Отменить судебное решение полностью и направить дело на новое рассмотрение |
Дело № 3а-122/2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09 апреля 2024 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Алешечкиной А.М.
с участием прокурора Барсуковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Специализированный застройщик «Вектор» об оспаривании нормативного правового акта в части
установил:
21 декабря 2005 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и Губернатором Санкт-Петербурга 22 декабря 2005 года подписан Закон Санкт-Петербурга N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", который опубликован 23 декабря 2005 года в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 51 (далее – Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане).
В указанный Закон Санкт-Петербурга неоднократно вносились изменения, касающиеся, в том числе, исключения из названия нормативного правового акта слов "и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».
21 декабря 2023 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» № 785-169 (далее – Закон Санкт-Петербурга № 785-169, оспариваемый акт), который опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 29.12.2023 (т.1 л.д.165).
Названным актом внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане, в том числе, среди прочего, пункт 1 статьи 1 изложен в новой редакции, согласно которой утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга, содержащий:
1) Положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга согласно приложению 1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
2) карту функциональных зон Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
3) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения в области образования согласно приложению 3 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
4) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения в области здравоохранения, санаторно-курортного назначения согласно приложению 4 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
5) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения в области физической культуры и спорта согласно приложению 5 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
6) карту планируемых для размещения объектов регионального значения в области общественных пространств согласно приложению 6 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
7) карту планируемых для размещения объектов регионального значения в области торговли, социального обслуживания согласно приложению 7 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
8) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения в области автомобильных дорог и улично-дорожной сети согласно приложению 8 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
9) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов регионального значения в области городского пассажирского транспорта согласно приложению 9 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
10) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения в области железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного пассажирского транспорта согласно приложению 10 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
11) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов регионального значения в области водоснабжения, водоотведения согласно приложению 11 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
12) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов регионального значения в области теплоснабжения, газоснабжения согласно приложению 12 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
13) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения в области электроснабжения согласно приложению 13 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
14) карту планируемых для размещения и(или) реконструкции объектов регионального значения в области обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов, уборки территории Санкт-Петербурга, охраны окружающей среды и благоустройства согласно приложению 14 к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
15) карту планируемых для размещения объектов регионального значения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий согласно приложению 15 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
Приложения 1 - 15 изложены в редакции согласно приложениям 1 - 15 к указанному Закону Санкт-Петербурга.
В приложении № 2 к оспариваемому акту на листах 15,21, соответственно, земельные участки с кадастровым номером №..., расположенные по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир г.Санкт-Петербург <адрес> почтовый адрес ориентира: Санкт-Петербург, <адрес> (далее – Участки), отнесены к функциональной зоне «Р2».
Указанным положением изменена функциональная зона названных земельных участков с ранее установленной Законом Санкт-Петербурга от 13.07.2015 № 421-82 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» функциональной зоны жилой застройки «3ЖД» на рекреационную зону «Р2»
ООО "Специализированный застройщик «Вектор обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия листы 15,21 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 21.12.2023 № 785-169 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в отношении территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, земельные участки №... в части изменения функциональной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (девять этажей и более) Ж4 на функциональную зону рекреационного назначения Р2, ссылаясь на противоречие этих положений пункту 12 статьи 1, статьям 1,9,23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец полагает, что на этапе рассмотрения проекта нормативного правового акта Законодательным Собранием Санкт-Петербурга были допущены процессуальные нарушения, которые являются основанием для признания указанных положений недействующими. В обоснование требований административный истец указал, что Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" (СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга») подготовлен Проект изменений в Генплан, в соответствии с которым ранее установленное функциональное зонирование Участков было оставлено без изменений - Участки отнесены к функциональной зоне Ж4 (многоэтажной жилой застройки). На заседании Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербург (далее - Комиссия) от 10.08.2023 принято решение отклонить заявленное в ходе общественных обсуждений предложение к Проекту изменений в Генплан об установлении на Участках вместо функциональной зоны Ж4 функциональной зоны Р2 в связи с несоответствием такого предложения критериям, разработанным СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга», в соответствии с которыми подлежат оценке предложения участников общественных обсуждений в целях принятия решения об их включении в проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга на основании Положения о Комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 869
При рассмотрении Проекта изменений в Генплан в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга ко второму чтению были внесены две идентичные поправки - предложения изменить функциональную зону Участков с зоны жилой застройки Ж4 на рекреационную зону Р2 (поправка № 2 и поправка № 61), одна из которых (№ 2) были принята, а другая (№ 61) отклонена, при этом в ходе заседания депутатами, предложившими поправки, не были озвучены никакие доводы в обоснование необходимости принятия или отклонения вышеуказанных поправок.
Административный истец указывает на то, что с учетом пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 12 статьи 85 Земельного кодека Российской Федерации включение Участков, находящихся в частной собственности административного истца, в рекреационную зону, используемую неограниченным кругом лиц, должно предполагать наличие у органов государственной власти Санкт-Петербурга планов по размещению на территории Участков рекреационных объектов, однако Положение о территориальном планировании (приложение №1 к оспариваемому нормативному правовому акту) не содержит в себе планов по развитию указанной территории в качестве функциональной зоны рекреационного назначения, в перечне объектов, предполагаемых к размещению на территории Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и благоустройства отсутствуют объекты, запланированные в срок до 2050 года к размещению на Участках административного истца, решения об изъятии Участков для размещения объектов, соответствующих назначению функциональной зоны Р2, не приняты. Административный истец указывает, что в материалах по обоснованию Генерального плана отсутствуют результаты установленного статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации анализа использования территорий, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, оценки возможного влияния планируемого функционального зонирование на комплексное развитие территорий и обоснования выбранного варианта границ функциональных зон, обоснования установления функциональной зоны, изменение функционального зонирования Участка является произвольным, препятствует обеспечению устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур как цели приятия документов территориального планирования в силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, привело к нарушению баланса интересов административного истца, приобретавшего Участки с целью жилищного строительства в соответствии с ранее утвержденным функциональным, территориальным зонированием и разрешенным использованием, к нарушению стабильности правового регулирования градостроительной деятельности, исключение Участков из зоны жилой застройки существенным образом изменяет социально-экономический баланс развития прилегающей территории, приводит к уменьшению лиц, проживающих на данной территории, уменьшению будущих рабочих мест, изменению планов развития существующей и планируемой инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и т.д.
Административный истец полагает, что оспариваемое положение противоречит Положению о территориальном планировании (приложение №1 к оспариваемому нормативному правовому акту), поскольку оно не претерпело никаких изменений в части распределения баланса территорий между различными функциональными зонами, размещения объектов регионального назначения с момента направления Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное собрание Санкт-Петербурга проекта нормативного правового акта, в котором Участки еще были отнесены к функциональной зоне жилой застройки Ж4); Участки отнесены к функциональной зоне Р2 в нарушение Закона Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования», Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге».
Представитель административного истца Заварзин А.А. в суде поддержал заявленные требования, уточнив, что административный истец оспаривает отнесение Участков к функциональной зоне Р2, пояснил, что административный истец в связи с имевшими место судебными спорами не успел приступить к освоению Участков, на которых планирyет осуществление жилищного строительства.
Представители административных ответчиков, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга в судебное заседание явились, представили возражения на административный иск, в удовлетворении административного иска просят отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах предоставленной представительному органу субъекта Российской Федерации компетенции, с соблюдением порядка принятия, не противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, не нарушает права административного истца, баланс частных и публичных интересов
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отклонить административный иск, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 ГрК РФ (часть 1 статьи 63 ГрК РФ).
Как указано в части 3 статьи 63 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают сведения, предусмотренные статьей 23 Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными Кодексом.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о градостроительной деятельности), к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге относится, среди прочего, утверждение Генерального плана Санкт-Петербурга либо изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга или отклонение и направление проекта Генерального плана Санкт-Петербурга Губернатору Санкт-Петербурга на доработку (пункт 1), порядок подготовки и утверждения которого в силу пункта 2 статьи 4 указанного закона устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно части 3 и 10 статьи 24, статье 28 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц, которые проводятся в соответствии со статьями 5.1 и 28 Кодекса.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N 400-61).
Согласно пункту 15 статьи 7-1-1 Закон Санкт-Петербурга N 400-61 предложения и замечания участников общественных обсуждений, содержащиеся в протоколах и заключении, рассматриваются Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга в целях принятия решения об их включении в проект Генерального плана Санкт-Петербурга, проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга с учетом обосновывающих материалов (при наличии), аргументированных рекомендаций и выводов организатора общественных обсуждений по результатам общественных обсуждений, аргументированных рекомендаций членов Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. Комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга по инициативе ее членов вправе рассмотреть любое предложение или замечание участников общественных обсуждений, содержащееся в протоколах и заключении. Предложения или замечания участников общественных обсуждений могут быть включены в проект Генерального плана Санкт-Петербурга, проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга в редакции Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что проект оспариваемого акта подготовлен на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 № 795 «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (далее - Проект Закона), в целях согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти с 06.08.2020 по 27.12.2021 года был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования по адресу: https://fgistp.economy.gov.ru, согласован всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Ленинградской области (т.2 л.д.70, 73-109, 194-216), оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано 27.07.2022 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, экспозиция Проекта Закона проводилась на официальном сайте Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в сети Интернет с 04.08.2022 по 10.08.2022 года, доступ к экспозиции был организован в помещениях Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, администрациях районов, предложения и замечания участников общественных обсуждений принимались в период с 04.08.2022 по 10.08.2022 года посредством официального сайта Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга и в письменной форме, предложения и замечания к Проекту Закона, поступившие в ходе общественных обсуждений включены в протоколы общественных обсуждений районов и учтены в Едином заключении о результатах общественных обсуждений по Проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, размещенном на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет 24.08.2022 года (т.3 л.д.1-93).
До 2015 года часть территории, в границах которой сформированы Участки Законом Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» была отнесена к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения). Законом Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года № 421-82 внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», которыми изменены границы функциональной зоны Р2. Часть территории, где расположены Участки отнесена к функциональной зоне ЗЖД (зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны).
Дальнейшие изменения, внесенные в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» не касались функционального зонирования в границах указанных земельных участков и не изменяли его.
Проектом внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, подготовленным на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 № 795, на Участках, принадлежащих административному истцу на праве собственности (т.1 л.д. 25-39) установлена функциональная зона Ж4 (застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше)).
Как следует из Единого заключения о результатах общественных обсуждений по Проекту Закона в ходе общественного обсуждения депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и , а также жителями Санкт-Петербурга были направлены предложения об установлении функциональной зоны Участков Р2 вместо Ж4, в том числе, с указаниями на необходимость сохранить зеленые насаждения на Участках с целью защиты от загрязнений промзоны, которые были признаны подлежащими рассмотрению Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Указанные предложения были рассмотрены, в том числе, на заседании Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга 10.08.2023 года и отклонены как не соответствующие критериям оценки предложений и замечаний участников общественных обсуждений, содержащихся в протоколах общественных обсуждений, поступивших в ходе общественных обсуждений по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга в период с 04.08.2022 по 10.08.2022 года, в целях принятия решения об их включении в проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, утвержденных на заседании Комиссии от 17.03.2023 № 68 (т.1 л.д.45-52).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 октября 2023 № 1140 проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» одобрен и 03 ноября 2023 года внесен Губернатором Санкт-Петербурга на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (т.1 л.д.217-228)
В силу статьи 32 Устава Санкт-Петербурга и Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22.12.1994 № 9, законы Санкт-Петербурга рассматриваются депутатами в трех чтения при наличии поправок, которые вправе вносить также депутаты Законодательного Собрания, содержащие, в тои числе, предложения, включенные в протокол публичных слушаний или общественных обсуждений по данному проекту, с учетом требований действующего законодательства (п.83 Регламента)
Проект Закона рассмотрен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в первом чтении 22.11.2023 года (т.1 л.д. 55)
Вопрос об установлении функциональной зоны Р2 на Участках предложен к рассмотрению в составе поправок, поданных депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ко второму чтению Проекта Закона (поправка №2 депутата Бондаренко Н.Л., поправка № 61 фракции «Яблоко») с указанием на предложения жителей Санкт-Петербурга по этому вопросу, отраженные в Едином заключения о результатах общественных обсуждений по Проекту Закона (т.1 л.д.175-213).
12.12.2023 года на заседании Постоянной комиссии по градостроительству, земельным и имущественным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга принято решение рекомендовать депутатам поддержать поправку № 2 к Проекту Закона, содержащую предложение об установлении на Участках функциональной зоны Р2, отклонить поправку № 61 (т.1 л.д.214).
13.12.2023 года во втором чтении Проекта Закона депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга большинством голосов поддержана поправка № 2, поправка № 61 депутатами не принята (т.2 л.д.109-193).
Проект Закона принят в третьем чтении 21 декабря 2023 года (т.2 л.д.72), подписан Губернатором Санкт-Петербурга 21 декабря 2023 года, официально опубликован 29 декабря 2023 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с положениями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга", статьей 1,2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 N 83-12 "О порядке и сроках подписания и обнародования законов Санкт-Петербурга" (т.1 л.д.165).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования; состав Генерального плана (его утверждаемая часть) соответствует положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом части 3 статьи 63 указанного кодекса.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга при принятии поправки к Проекту Закона, вводящей оспариваемое правовое регулирование, действовало в пределах предоставленных полномочий, с учетом Единого заключения о результатах общественных обсуждений по Проекту к Закону, что соответствует требованиям пункта 83 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года № 9, и не противоречит требованиям градостроительного законодательства, как ошибочно полагает административный истец.
Доводы административного истца о том, что редакция оспариваемой нормы не была согласована депутатами во втором чтении Проекта Закона, поскольку была принята одна, и отклонена другая идентичная поправка, не могут быть приняты судом, поскольку принятие первой по порядку поправки исключало необходимость принятия аналогичной поправки.
Исходя из положений главы 3, статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план Санкт-Петербурга является документом долгосрочного территориального планирования, в связи с чем его подготовка направлена не на отображение фактического использования территории, а на отражение планируемого развития соответствующей территории, Генеральный план, определяя назначение территории, исходит из планов ее развития в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности, Генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения территории исходя из планов развития территории в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения; действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в соответствии с желаемым использованием земельного участка его правообладателем.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п.3 статьи 1), территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 2 статьи 9).
Исходя из указанных принципов законодательства в градостроительной деятельности, для гармоничного развития территорий задача органов власти состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности.
То есть, в рассматриваемом случае изменение функциональной зоны территории, должно иметь разумное и объективное обоснование, основанное на анализе баланса частных и публичных интересов, с соблюдением конституционных принципов, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, иначе, оно являлось бы произвольным.
Позиция административного истца относительно того, что изменение функционального зонирования Участков осуществлено в нарушение указанных положений при отсутствие какого-либо обоснования, противоречит представленным доказательствам, из которых усматривается, что оно было осуществлено в связи с многочисленными обращениями граждан, указывающих на необходимость сохранения зеленых насаждений на этой территории, при том, что как следует из пояснений представителя административного истца, освоение этой территории им не осуществляется. В связи с чем, в том числе, не могут быть признаны обоснованными доводы административного истца относительно противоречия оспариваемых положений статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Суд также не может согласиться с позицией административного истца относительно того, что отнесение Участков к функциональной зоне Р2 предполагает использование их неограниченным кругом лиц, необходимость принятия соответствующих решений органам государственной власти, размещение зеленых насаждений общего пользования.
Генеральным планом Санкт-Петербурга не устанавливаются территории зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, а устанавливаются границы функциональных зон. Пунктом 17 Положения о территориальном планировании (приложение № 1 к оспариваемому нормативному правовому акту), на который ссылается административный истец, установлено, что функциональная зона рекреационного назначения Р2 предназначена для отдыха граждан, включает, в том числе, территории общего пользования, занятые лесопарками, парками, садами, скверами, городскими лесами, а также территории общего пользования, предназначенные для размещения зеленых насаждений общего пользования. В состав зоны также включаются территории, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное значение. В границах зоны может допускаться размещение культурно-досуговых объектов, объектов для занятия физкультурой и спортом, объектов общественного использования, объектов транспорта, религиозных объектов и иных объектов, связанных с обслуживанием зоны.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, оспариваемым нормативным правовым актом не установлено, что все территории функциональной зоны Р2 должны являться территориями общего пользования, в ее границах могут располагаться участки, находящиеся в частной собственности, наименование функциональной зоны Р2 не определяет ее статус как территории общего пользования, не создает особый правовой режим при использовании земельных участков.
Перечень территорий зеленых насаждений общего пользования согласно пунктам 1 и 4 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 г. N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" утверждается законом Санкт-Петербурга, включение территорий зеленых насаждений в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, внесение изменений в данный перечень в части границ и площадей территорий зеленых насаждений общего пользования, а также исключение территорий зеленых насаждений из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования осуществляется путем внесения изменений в соответствующий закон Санкт-Петербурга. Перечень территорий зеленых насаждений общего пользования и границы территорий зеленых насаждений общего пользования утверждены Законом «О зеленых насаждениях общего пользования» от 08.10.2007 №430-85, в котором отсутствуют принадлежащие административному истцу Участки, что исключает их использование для общего пользования.
Довод административного истца о том, что Положение о территориальном планировании (приложение №1 к оспариваемому нормативному правовому акту) не содержит планов по развитию территории в границах Участков в качестве функциональной зоны рекреационного назначения, в связи с чем изменение его функционального зонирования является необоснованным, не может быть принят судом, поскольку в таблице 1 раздела 2 Приложения 1 к оспариваемому нормативному правовому акту в соответствии с пунктом 29 этого же раздела представлены сведения о планируемых для размещения и(или) реконструкции в функциональных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, за исключением линейных объектов, вместе с тем Участки находятся в частной собственности, что не предполагает размещение на них объектов федерального или регионального значения.
Оснований полагать, что оспариваемым положением нарушены права собственника Участков не имеется, поскольку отнесение их к функциональной зоне рекреационного назначения не исключает возможность использования в соответствии с установленной в отношении этих Участков территориальной зоной и градостроительным регламентом.
Ссылка административного истца на то, что принятие оспариваемой нормы не повлекло за собой изменения распределения баланса территорий между различными функциональными зонами в Положении о территориальном планировки (приложение №1 к оспариваемому нормативному правовому акту) по отношению к содержанию Проекта Закона не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку не свидетельствует о противоречии оспариваемых положений актам, имеющими большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Вектор» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими с момента принятия листов 15,21 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 21.12.2023 № 785-169 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в отношении территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, тер.Пригородный, уч.209, земельные участки №... в части установления функциональной зоны Р2 – отказать.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Санкт-Петербургский городской суд
судья подпись Е.А.Витушкина
