ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0011-01-2023-000917-68 |
Дата поступления | 27.03.2023 |
Номер протокола об АП | АП-78/8/1302 |
Судья | Куприк Светлана Витальевна |
Дата рассмотрения | 27.04.2023 |
Результат рассмотрения | Оставлено без изменения |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 27.03.2023 | 15:58 | 27.03.2023 | ||||||
Судебное заседание | 27.04.2023 | 12:10 | Зал 31 | Оставлено без изменения | 11.04.2023 | ||||
Вступило в законную силу | 27.04.2023 | 12:21 | 27.04.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 02.05.2023 | 16:47 | 02.05.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Сергейчева Екатерина Андреевна | ст.13.15 ч.9 КоАП РФ |
Дело № 12-445/2023
в районном суде № 5-269/2023 судья Куприкова А.С.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., при секретаре Гудкове Г.О., рассмотрев 27 апреля 2023 года в судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении
Сергейчевой Екатерины Сергеевны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2023 года Сергейчева Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Сергейчева Е.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда, указав, что материалы дела не содержат достаточных доказательств ее вины в совершении административного правонарушения, содержание размещенных информационных материалов представляет собой оценочные суждения, которые не являются информацией в понимании диспозиции части 9 статьи 13.15 КоАП РФ. Наступление негативных последствий, предусмотренных диспозицией части 9 статьи 13.15 КоАП РФ, материалами дела не доказано.
Сергейчева Е.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Адвокат Пономарева Н.В. в Санкт-Петербургском городском суде, доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, дополнила, что Сергейчева Е.А. заявляла ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом не рассмотрено, сведений о надлежащем извещении отсутствуют.
Должностное лицо, главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу <...> С.А., допрошенная в качестве свидетеля, возражала против удовлетворения жалобы, подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об администартивном правонарушении.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В силу пункта 6 статьи 3 названного закона, одним из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.
Частью 6 статьи 10 Закона N 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно постановлению судьи районного суда вина Сергейчевой Е.С. установлена в том, что являясь главным редактором сетевого издания «<...>», <дата>. по адресу: <адрес>, она допустила распространении в средствах массовой информации заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшем угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, при этом данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния. По адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <...> размещена недостоверная общественно значимая информация « о начале войны России против Украины, развязывании Российской Федерацией полномаштабных военных действий».
В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило требование от <дата> №... о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам (далее - Требование).
В Требовании указано, что в ходе мониторинга в сети «Интернет» на сайте сетевого издания «Лениздат.Ру» по следующему адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <...> выявлена публикация от <дата> под заголовком «Войне нет оправданий»: СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной», содержащая недостоверную общественно значимую информацию «о начале войны России против Украины, развязывании Российской Федерацией полномасштабных военных действий».
Согласно информации Министерства обороны Российской Федерации группировкой войск Донецкой и Луганской народных республик при участии Вооруженных сил Российской Федерации проводится специальная операция с целью защиты населения региона.
Таким образом, согласно Требованию, на сайте сетевого издания «Лениздат.Ру» размещена недостоверная общественно значимая информация о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины, распространение которой создает угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Письмом заместителя руководителя Роскомнадзора <...> В.А. (исх. от <дата> №...) указанное Требование и прилагаемые к нему материалы (скриншоты) были направлены в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 КоАП РФ и проведения административного расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ, по факту размещения редакцией сетевого издания «Лениздат.Ру» недостоверной общественно значимая информация «о начале войны России против Украины, развязывании Российской Федерацией полномасштабных военных действий» по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <...>
Начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу <...> А.Д. <дата> вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ в отношении редакции сетевого издания «<...>».
В рамках административного расследования <дата> у ООО «<...>» (ИНН №...) - учредителя сетевого издания «<...>» истребованы сведения:
- полный текст материала «Войне нет оправданий» СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной» <дата>;
- информацию о правовых основаниях публикации материала «Войне нет оправданий» СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной», источниках получения сведений, изложенных в материале, а также иной информации об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела в соответствии с законом;
паспортные данные главного редактора сетевого издания «<...>» (серия, номер паспорта, дата выдачи, орган выдавший документ), дату рождения, адрес регистрации;
- приказ о назначении главного редактора сетевого издания «<...>» (на дату публикации материала);
- устав редакции сетевого издания «<...>» или заменяющий его договор (на дату публикации материала).
По результатам проведенного административного расследования установлено следующее.
Согласно п. 1.3 Устава редакции, осуществляет деятельность, как структурное подразделение ООО «<...>» (ИНН №...).
В Требовании указано, что в ходе мониторинга в сети «Интернет» на сайте сетевого издания «<...>» (регистрация от <дата> № №...) по следующему адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
<...> выявлен редакционный материал от <дата> «Войне нет оправданий»: СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной», содержащая недостоверную общественно значимую информацию о начале войны России против Украины, развязывании Российской Федерацией полномасштабных военных действий.
В указанном Требовании содержится URL-ссылка
<...> Данная URL-ссылка является страницей сайта с доменным именем <...> на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с доменным именем lenizdat.ru распространяются сообщения и материалы сетевого издания «Лениздат.Ру», зарегистрированного в качестве средства массовой информации, о чем выдано свидетельство о регистрации СМИ от <дата> № №...
Сетевое издание «<...>» осуществляет распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, доступной неопределённому кругу лиц.
Из скриншотов, приложенных к письму заместителя руководителя Роскомнадзора <...> В.А. (исх. от <дата> №...), усматривается, что на сайте <...>/ <дата> размещена статья под названием «Войне нет оправданий»: СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной».
На официальном сайте Кремля http://kremlin.ru/events/president/news/67843 в 06:00 24.02.2022 опубликовано «Обращение Президента Российской Федерации», в котором сообщается, что «...вызывает у нас особую озабоченность и тревогу, о тех фундаментальных угрозах, которые из года в год шаг за шагом грубо и бесцеремонно создаются безответственными политиками на Западе в отношении нашей страны. Имею в виду расширение блока НАТО на восток, приближение его военной инфраструктуры к российским границам.», «Ведущие страны НАТО для достижения своих собственных целей во всём поддерживают на Украине крайних националистов и неонацистов, которые, в свою очередь, никогда не простят крымчанам и севастопольцам их свободный выбор - воссоединение с Россией.», «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи. В связи с этим в соответствии со статьёй 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой мною принято решение о проведении специальной военной операции. Её цель - защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима.
И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации. При этом в наши планы не входит оккупация украинских территорий. Повторю, наши действия - это самозащита от создаваемых нам угроз и от ещё большей беды, чем та, что происходит сегодня.»
Таким образом, анализируемый редакционный материал сетевого издания «<...>» размещен (дата и время публикации <дата>) спустя несколько часов после официального обращения Президента РФ (дата и время публикации 06:00 24.02.2022), что позволяет исключить неосведомленность об официальном названии проводимых ВС РФ действий, а также о причинах проведения специальной военной операции.
В официальном обращении Президент РФ отметил, что «...принято решение о проведении специальной военной операции. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации».
Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (далее - ФКЗ № 1) регламентированы вопросы, связанные с введением военного положения на территории Российской Федерации.
Дополнительно установлено, что на сайте Министерства обороны РФ в <дата> опубликован «Брифинг официального представителя Минобороны России»
https://z.mil.ru/spec_mil_oper/brief/briefmgs/more.htm?id=:12410575@egNews, в котором сообщено, что «В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего ВС РФ В.В. Путина 24 февраля российские Вооруженные Силы приступили к проведению специальной военной операции по защите Донецкой и Луганской народных республик».
Публикация от <дата> под заголовком «Войне нет оправданий»: СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной», содержащая недостоверную общественно значимую информацию «о начале войны России против Украины, развязывании Российской Федерацией полномасштабных военных действий» содержит явную отрицательную эмоциональную оценку и негативные установки, формирующие отрицательный образ Российской Федерации, направленные на подрыв доверия к действиям Президента РФ в области проведения международной политики в рамках исполнения «...положений ст. 51 части 7 Устава ООН и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой».
Сетевое издания «Лениздат.ру» является средством массовой информации, оказывающим влияние на общественное мнение, осуществляя воздействие на систему взглядов и ценностей гражданина посредством интерпретаций содержания и подходами передачи информации, направленных в первую очередь на формирование определённых оценочный позиций общества.
Согласно аналитическим данным с портала Livelntemet.ru, представляющего услуги статистики сайтов, охватывающих потребности аудитории, сетевое издание «Лениздат.ру» в рейтинге по России занимает 1688 место, доля посетителей России составляет 80% от всего населения, что подтверждается влияние сетевого издания «Лениздат.ру» на формирование общественного мнения населения Российской Федерации.
Таким образом, последствия опубликования редакционного материала сетевого издания «Лениздат.ру» под заголовком «Войне нет оправданий» СМИ и журналисты публикуют заявления против конфликта с Украиной» выражаются в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка по всей территории РФ, создающих угрозу общественной безопасности.
Таким образом, в действиях Сергейчевой Е.А. усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от <дата>, требованием первого заместителя Генерального прокурора РФ от <дата> №...; письмом заместителя руководителя Роскомнадзора в адрес руководителя управления Роскомнадзора по СЗФО от <дата>; выпиской из реестра зарегистрированных средств массовой информации; выпиской из ЕГРЮЛ; видеоматериалами, скриншотами источников, копией устава редакции электронного периодического издания «Лениздат.Ру»; копией договора №... от <дата>; копией приказа о назначении от <дата> и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 названной статьи, в этом процессуальном документе отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией части 9 статьи 13.15 названного кодекса. Оснований для признания названного протокола недопустимым доказательством по делу не имеется.
Довод жалобы о том, что районным судьей необоснованно было отклонено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью Сергейчевой Е.А. не может являться основанием для отмены состоявшегося судебного постановления, поскольку по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ должностное лицо административного органа и судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Как усматривается из имеющегося в материалах дела административного материала, требования ст. 24.4 КоАП РФ судьей районного суда выполнены. Свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания судья районного суда мотивировал в вынесенном определении, не согласиться с которым оснований не имеется.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности Сергейчевой Е.А. в совершении вмененного ей административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого судебного акта.
Действия Сергейчевой Е.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Сергейчева Е.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приказу №..., главным редактором сетевого издания «<...>» является Сергейчева Екатерина Андреевна.
В соответствии со ст.26 Закона о СМИ, распространение продукции средств массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет.
Согласно п.5.3 Устава редакции, главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, судом правильно сделан вывод о том, что у Сергейчевой Е.А. имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, однако она не предприняла необходимых мер для предотвращения данного административного правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения Сергейчевой Е.А. к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено Сергейчевой Е.А. в пределах санкции части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для отмены постановления районного суда, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сергейчевой Екатерины Сергеевны оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
