ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0023-01-2022-001224-47 |
Дата поступления | 29.06.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Судья | Чуфистов Игорь Владимирович |
Дата рассмотрения | 31.08.2022 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Фрунзенский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-4173/2022 ~ М-1012/2022 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Маковеева Т.В. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 29.06.2022 | 15:50 | 29.06.2022 | ||||||
Судебное заседание | 31.08.2022 | 15:00 | Зал 65 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 30.06.2022 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.10.2022 | 11:37 | 17.10.2022 | ||||||
Передано в экспедицию | 17.10.2022 | 12:02 | 17.10.2022 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат СПб | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия МО №76 Балканский | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Соколов Олег Вадимович | ||||||||
АДВОКАТ | Спирин Артём Владимирович |
Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33а-16844/2022 Судья: Маковеева Т.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 31 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Чуфистова И.В. |
судей |
Поповой Е.И., Чистяковой Т.С. |
при секретаре |
Скляренко Д.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4173/2022 по апелляционной жалобе призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 06 апреля 2022 года по административному иску С.О.В. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административных ответчиков: призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский и Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» Т.М.С. (по доверенности), возражения представителя административного истца С.О.В. – адвоката Спирина А.В. (по ордеру), судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
С.О.В. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский от 25 ноября 2021 года о зачислении истца в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абзацем восьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права С.О.В. просил суд возложить на административного ответчика обязанность принять решение о зачисление С.О.В. в запас по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - как лицо, не подлежащее призыву на военному службу по достижению возраста 27 лет.
В обоснование административного иска С.О.В. ссылался на то обстоятельство, что оспариваемое заключение может быть принято в отношении граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, только начиная с 01 января 2014 года, тем не менее, в период с указанной даты и до 30 января 2015 года истцу предоставлялась отсрочка по очной форме обучения; в период осеннего призыва 2015 года истец призывался на военную службу, однако решение о призыве на военную службу им обжаловано и впоследствии отменено как нереализованное; в дальнейшем и до достижения им возраста 27 лет истец от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не уклонялся, и в отношении него призывной комиссией не совершались какие-либо действия, направленные на проведение указанных мероприятий.
По мнению С.О.В., принятое решение не соответствует требованиям Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», нарушает его права, в том числе ограничивает право на поступление на государственную гражданскую службу.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 06 апреля 2022 года, административный иск С.О.В. удовлетворён, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования муниципального округа 76 «Балканский» Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года о зачислении в запас С.О.В., как не прошедшего военную службу, не имея законных оснований.
Этим же решением на призывную комиссию внутригородского муниципального образования муниципального округа 76 «Балканский» Фрунзенского района Санкт-Петербурга возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем вынесения заключения о зачислении С.О.В. в запас Вооружённых Сил Российской Федерации как лица, не подлежащего призыву по достижении возраста 27 лет.
В апелляционной жалобе представитель призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на нарушение судом норм материального права.
Административный истец С.О.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Пункт 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе введён в действие Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.
Порядок и условия признания граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учётно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нём присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чём в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учётно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и её членами.
Как следует из материалов личного дела призывника, С.О.В., <дата> года рождения с 16 января 2009 года состоял на воинском учёте в ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (л.д.45).
При прохождении медицинского освидетельствования в период весеннего призыва 2010 года С.О.В. определена категория годности к военной службе «Г» (временно не годен к военной службе), в связи с чем предоставлена отсрочка на шесть месяцев до 01 октября 2010 года (л.д.69).
При прохождении медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2015 года С.О.В. 08 декабря 2015 года определена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д.67).
С.О.В. обжаловал в судебном порядке решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский, принятое в период осеннего призыва 2015 года, а также просил признать незаконным заключение врача, руководящего работой по медицинского освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, принятое в период осеннего призыва 2015 года о признании С.О.В. годным к военной службе с незначительными ограничениями; в качестве меры по восстановлению нарушенного права С.О.В. просил суд возложить на призывную комиссию обязанность принять решение об освобождении его от призыва на военную службу и зачислении в запас Вооруженных сил Российской Федерации.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 22 марта 2016 года по административному делу №..., производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска, поскольку решение призывной комиссии от 31 декабря 2015 года № 30 отменено призывной комиссией Санкт-Петербурга как нереализованное (л.д. 45, 66-67).
Решением призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский от 25 ноября 2021 года С.О.В. зачислен в запас по основанию, предусмотренному абзацем восьмым пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении 27 лет, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что материалы личного дела призывника не содержат доказательств, указывающих на то, что в период весеннего и осеннего призывов 2016-2018 годов С.О.В. уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата и похождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, равно как и сведений о том, что военный комиссариат в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обращался в органы внутренних дел в целях установления местонахождения гражданина и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия.
Выводы суда первой следует признать правильными.
Заключение о зачислении в запас по указанным выше основаниям выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, и при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Исходя из приведённых выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учёта С.О.В. (личном деле призывника) сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 01 января 2014 года и до достижения им 27-летнего возраста, то есть до 10 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно пункту 6 Положения о призыве на военную службу, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения).
В соответствии со статьёй 10 Закона о воинской обязанности и военной службе, в целях обеспечения воинского учёта граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате, а также явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Согласно справке, выданной Санкт-Петербургским ГКУ «Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга» 22 сентября 2021 года С.О.В. зарегистрирован по месту жительства с 31 января 1992 года по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.79).
Надлежащих доказательств направления военным комиссариатом Фрунзенского района Санкт-Петербурга повесток о вызове С.О.В. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с 2016 года по декабрь 2018 года материалы личного дела призывника, исследованного судом первой инстанции, не содержат.
Повестки о необходимости явки С.О.В. в военный комиссариат, представленные в материалы дела, датированные 17 февраля 2017 года, 01 марта 2018 года, 19 сентября 2018 года не содержат подписи С.О.В., свидетельствующей о вручении их адресату, либо отметок оператора почтовой связи о принятии их к отправке либо отметок сотрудников отдела военного комиссариата о причинах, по которым повестки призывнику не вручены (л.д. 99-100).
Не имеется доказательств обращений должностных лиц отдела военного комиссариата или призывной комиссии в порядке, установленном пунктом 2 статьи 31 Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в органы внутренних дел в целях установления местонахождения призывника и обеспечении его прибытия на призывные мероприятия.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждение доводы ответчиков о том, что С.О.В. каким-либо образом уклонялся от получения повесток в период с 01 января 2016 года до 10 января 2019 года, препятствовал осуществлению его призыва на военную службу, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу.
Следовательно, у призывной комиссии не имелось предусмотренных законом оснований для принятия решения о зачислении С.О.В. в запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Следовательно, довод С.О.В. о нарушении его права поступления на гражданскую службу вследствие принятия призывной комиссией оспариваемого им решения следует признать обоснованным.
Поскольку С.О.В. достиг возраста 27 лет, постольку, в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» подлежит зачислению в запас Вооружённых Сил Российской Федерации, как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 06 апреля 2022 года по административному делу № 2а-4173/2022, оставить без изменения, апелляционную жалобу призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 октября 2022 года.
