ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78OS0000-01-2022-001401-81 |
Дата поступления | 22.09.2022 |
Категория дела | О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или ионого структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общес → О приостановлении деятельности: → политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений → региональных отделений или иных структурных подразделений партий |
Судья | Витушкина Елена Анатольевна |
Дата рассмотрения | 16.11.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Регистрация административного искового заявления | 22.09.2022 | 16:59 | 22.09.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 22.09.2022 | 17:03 | 22.09.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 26.09.2022 | 11:53 | Административное исковое заявление принято к производству | 26.09.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 26.09.2022 | 11:53 | 26.09.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 26.09.2022 | 11:54 | 26.09.2022 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 26.10.2022 | 10:00 | Зал 51 | Назначено судебное заседание | 26.09.2022 | ||||
Судебное заседание | 16.11.2022 | 10:00 | Зал 51 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 26.10.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 18.11.2022 | 16:55 | 21.11.2022 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 14.06.2023 | 16:32 | 13.06.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Политическая партия Партия народной свободы" (ПАРНАС) | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2022 года г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.,
при секретаре Яцкевич Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о приостановлении деятельности Регионального отделения в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы»,
у с т а н о в и л:
Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по г.Москве 14.03.2014 за основным регистрационным номером 1027746000171 (л.д.19-25). Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) (далее – Отделение) зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу 20.01.2003 года за основным регистрационным номером 1037858002016, ведомственный регистрационный номер 7812060076 (л.д.13-18).
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности Регионального отделения в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) на срок один месяц, ссылаясь на то, что Отделению было вынесено предупреждение за нарушение пунктов 1,2,5 статьи 27, пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», которое не обжаловано Отделением, нарушения законодательства Отделением не устранены.
Представитель административного истца, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление), в судебное заседание явилась, на удовлетворении иска настаивает.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также в соответствии с требованиями статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица Политическая партия «Партия народной свободы (ПАРНАС) в судебное заседание не явился, извещен по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу, возражений по существу заявленных требований не представил.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан Российской Федерации на объединение в политические партии и особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях).
Обязанность политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона о политических партиях контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы. К таким органам в силу пунктов 68,76 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, относится Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона о политических партиях в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л").
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о политической партии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приобретают юридическую силу со дня их внесения в ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2022 год, утвержденным приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу от 22 октября 2021 года № 745, и, в соответствии с распоряжением Главного управления Минюста по Санкт-Петербургу от 29.12.2021 № 2883-р, в период с 01.02.2022 по 01.03.2022 проведена плановая документарная проверка деятельности Отделения за период с 01.02.2019 по 31.01.2019; о проведении проверки Отделение было уведомлением Главным управлением путем направления уведомления от 29 декабря 2021 года № 78/07-28288 (л.д.26-27), Отделение не представило запрашиваемые для проведения проверки документы, в связи с чем проверка проводилась по материалам регистрационного и контрольного дела, по результатам которой составлен акт № 6 от 01.03.2022 года (л.д.28-31,35-41).
Проведенной проверкой Главного управления установлено, что, в нарушение пункта 5 статьи 27 Закона о политических партиях Отделение не представило в Главное управление документы об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 12-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Из представленных административным ответчиком материалов регистрационного дела (л.д. 87-114) усматривается, что 24.01.2021 в Главное управление были представлены документы для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в соответствии с решением общего собрания членов Отделения от 16.06.2021 об избрании исполнительным директором Отделения 13.07.2021 документы возвращены Отделению и повторно представлены на государственную регистрацию внесенных изменений в Главное управление 19.10.2021. Распоряжением № 243-р от 28.10.2021 Главным управлением отказано Отделению в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, которое Отделением не обжаловано. Государственная регистрация внесения указанных изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не осуществлена.
Таким образом, Отделением не представлены в уполномоченный орган Минюста России в установленный законом срок сведения о смене лица, имеющего право действовать от имени Отделения без доверенности, для внесения в ЕГРЮЛ, после отказа в государственной регистрации в связи с внесением изменений в учредительные документы Отделения и сведения о ней.
В ходе проверки Главного управления установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 21, пунктов 1-3 статьи 23, подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях Отделением в проверяемый период не соблюдались положения Устава политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), в редакции, утвержденной учредительным съездом указанной партии 10 октября 2015 года (далее – Устав) (л.д.38-71).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 20, статьей 31 Устава высшим руководящим органом регионального отделения Политической партии «Партия народной свободы» является Общее собрание (конференция). Конференция (общее собрание) регионального отделения Политическая партия «Партия народной свободы» созывается не реже одного раза в два года, ее полномочия определены в статье 32 Устава.
В материалах регистрационного дела Главного управления имеется протокол общего собрания Отделения от 01.02.2014 (по вопросу участия Политической партии «Партия народной свободы» в муниципальных выборах в Санкт-Петербурге в сентябре 2014 года), протокол общего собрания Отделения от 16.06.2021 (по вопросу избрания исполнительного директора Отделения) (л.д.107-110, 94-96,103-106).
Иных документов, подтверждающих проведение Отделением в рассматриваемом периоде заседаний конференции (общего собрания) не реже одного раза в два года, Отделением в Главное управление не представлено, что послужило основанием для вывода по результатам проведенной проверки о неисполнении Отделением Устава Политическая партия «Партия народной свободы» в части соблюдения порядка деятельности высшего руководящего органа Отделения – общего собрания (конференции).
Согласно пункту 2 статьи 20, пунктам 1,2,5 статьи 21, статье 33 Устава Политическая партия «Партия народной свободы» постоянно действующим коллегиальным руководящим органом является совет Отделения, который избирается Общим собранием Отделения тайным голосованием сроком на 4 года, в количестве, определенном Общим собранием Отделения. Заседания совета Отделения проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Компетенция указанного органа определена статьей 34 Устава.
Как следует из материалов регистрационного дела согласно протоколу Общего собрания Отделения от 01.02.2014г. принято решение о формировании совета Отделения в количестве 10 членов: , , , , , , , , , (л.д.103-106), который своим решением от 01.02.2014г. назначил исполнительным директором (единоличным исполнительным органом) Отделения (л.д.110)
Вместе с тем, на собственном сайте Отделения по адресу: https://spb.parnasparty.ru во вкладке «Руководящие органы» размещена информация о совете Отделения из членов: , , , , , , ,
В соответствии с пунктом 2 статьи 20, пунктами 1,2 статьи 21, статьей 35 Устава Общее собрание Отделения вправе избирать председателя или сопредседателей Отделения из числа членов совета Отделения, которые являются высшими выборными лицами Отделения и избираются сроком на 4 года в количестве, определенном Общим собранием Отделения; полномочия председателя определены пунктом 2 статьи 35 Устава.
Согласно протоколу Общего собрания от 01.02.2014г. Отделением решено избрать сопредседателей Отделения в количестве 3 членов: , , ; в протоколе общего собрания от 16.06.2021 года об избрании исполнительного директора имеется ссылка на сопредседателей Отделения , При этом на собственном сайте Отделения по адресу: https://spb.parnasparty.ru во вкладке «Руководящие органы» размещена информация сопредседателях Отделения, которыми являются 3 члена: , ,
Иных документов в Главное управление в ходе проверки не представлено, что явилось основанием вывода о несоблюдении Отделением Устава Политической партии «Партия народной свободы» в части порядка формирования и деятельности постоянно действующего коллегиального руководящего органа Отделения (совета Отделения и сопредседателей).
Согласно пункту 2 статьи 20, пунктам 1,2,5 статьи 21, статьи 36 Устава Политической партии «Партия народной свободы» контрольно-ревизионным органом регионального отделения является контрольно-ревизионная комиссия, которая избирается Общим собранием (конференцией) регионального отделения тайным голосованием сроком на 4 года в количестве, определенном Общим собранием Отделения (конференцией). Контрольно-ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя, проводит не реже одного раза в год заседания и проверки финансово-хозяйственной деятельности Отделения, отчитывается в своей деятельности перед Общим собранием Отделения. Компетенция контрольно-ревизионной комиссии определена в статье 37 Устава.
Документы, подтверждающие деятельность контрольно-ревизионной комиссии Отделения в ходе проведенной проверки в Главное управление не представлены, информация на собственном сайте Отделения о контрольно-ревизионной комиссии отсутствует, что явилось основанием вывода Главного управления о несоблюдении Отделением в рассматриваемый период положения Устава о порядке формирования и деятельности контрольно-ревизионной комиссии Отделения.
В силу пунктов 1-3 статьи 23 Закона о политических партиях членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
В соответствии со статьями 11,12 Устава прием в Политическую партию «Партия народной свободы» осуществляется на основании личного письменного заявления вступающего, которое подается в местное отделение Партии по месту его постоянного или преимущественного проживания, в случае отсутствия на соответствующей территории местного отделения – в региональное отделение Партии, а в случае отсутствия регионального отделения – в Федеральный политический совет. Прием в члены Партии осуществляется решением Регионального политического совета или решением Федерального политического совета в срок не позднее трех месяцев со дня подачи заявления о вступлении в партию. Учет членов Партии осуществляет соответствующее региональное отделение с ведением единого реестра членов партии.
Согласно представленной 15.04.2019 в Главное управление Отделением информации о продолжении деятельности численность членов Отделения составляет 30 человек; как следует из протокола общего собрания от 16.06.2021 численность членов Партии, состоящих на учете в Отделении, составляет 15 человек (л.д.114).
Вместе с тем, Отделением в период проверки не представлены документы, подтверждающие указанную численность членов Партии, состоящих на учете в Отделении, что явилось основанием вывода Главным управлением о несоблюдении Отделением положений Устава о порядке приема и учета членов Партии.
Следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 27 Закона о политических партиях региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
Согласно пояснениям административного истца, в нарушение установленной законом обязанности Отделение такую информацию в Главное управление не предоставило.
Указанные нарушения явились основанием для вынесения в адрес Отделения Главным управлением предупреждения от 03.03.2022 года № 78/07-4411 с установлением срока для устранения нарушений по 31.05.2022 года, который продлен по 30.08.2022г. (л.д.44-50).
Как следует из представленных административным истцом материалов, предупреждение направлено административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не получено Отделением и возвращено в адрес Главного управления в связи с истечением срока хранения (л.д.51,52), но в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
С учетом представленных административным истцом материалов судом установлено, что указанное предупреждение вынесено Главным управлением обоснованно.
Поскольку доказательств устранения выявленных Главным управлением нарушений в деятельности Отделения суду не представлено, суд полагает, что имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований и, с учетом значимости допущенных региональным отделением политической партии нарушений и соразмерности мер государственного реагирования - приостановления деятельности Отделения на один месяц, что является достаточным для устранения допущенных нарушений законодательства.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о приостановлении деятельности Регионального отделения в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» - удовлетворить.
Приостановить деятельность Регионального отделения в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (основной государственный регистрационный номер 1037858002016, ведомственный регистрационный номер 7812060076) на срок один месяц.
Выявленные нарушения подлежат устранению Региональным отделением в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья: подпись Е.А.Витушкина