ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0011-01-2021-005886-67 |
Дата поступления | 23.08.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Прочие дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 КАС РФ). → 0б оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Судья | Карсакова Наталья Геннадьевна |
Дата рассмотрения | 14.11.2022 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Куйбышевский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-715/2022 (2а-4792/2021;) ~ М-4427/2021 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Панова Анжелика Владимировна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 24.08.2022 | 11:41 | 24.08.2022 | ||||||
Судебное заседание | 26.09.2022 | 11:20 | Зал 65 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 29.08.2022 | |||
Судебное заседание | 14.11.2022 | 15:15 | Зал 65 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 27.09.2022 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 29.12.2022 | 12:23 | 29.12.2022 | ||||||
Передано в экспедицию | 10.01.2023 | 10:00 | 09.01.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Мухин Олег Валерьевич | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО Специализированный застройщик АНТАРЕС | 1207700481713 | |||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Служба государственного строительного надзора и экспертизы | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Тимофеев Роман Михайлович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление Росреестра по Санкт-Петербургу |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег.№33а-21090/2022 Судья: Панова А.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 14 ноября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Карсаковой Н.Г.
судей Поповой Е.И., Чуфистова И.В.
при секретаре Скляренко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2022 года административное дело №2а-715/2022 по апелляционной жалобе Мухина О. В., Тимофеева Р. М. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Мухина О. В., Тимофеева Р. М. к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» о признании незаконным технического учета в части изменения года постройки здания.
Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г., выслушав объяснения административного истца Мухина О.В., представителя административного истца Мухина О.В. – Капитонову А.И., представителя административного ответчика Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» Фанову А.Ю., представителя заинтересованного лица Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Касьянову Д.В., представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «АНТАРЕС» адвоката Ериго Л. Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мухин О.В., Тимофеев Р.М. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просили признать незаконным и не влекущим правовых последствий технический учет, произведенный Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества» (далее - ГБУ «ГУИОН») в 2014 году в части изменения года постройки здания, расположенного по адресу: <адрес>
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав административные истцы просили обязать ГБУ «ГУИОН» внести изменения в технический учет здания, расположенного по адресу: <адрес> изменив год постройки здания с «1945-1950 год» на «1909 год» (л.д. 204 том 1).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке, на который распространяется действие зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (15)01. В связи с тем, что указанное здание построено до 1917 года, оно является историческим и его демонтаж не допускается. Однако, в судебном заседании по административному делу №... заинтересованным лицом ООО «Специализированный застройщик «Антарес» был представлен технический паспорт здания по адресу: <адрес>, от 26 июля 2005 года, при этом в указанном техническом паспорте год постройки здания «1909» перечеркнут и вместо него ручкой указана дата «1945-1950», внизу страницы сделана сноска «20.02.2014, см. заявление и техническое заключение». Дата постройки здания «1945-1950» послужила основанием для выдачи оспариваемого заключения КГИОП №01-27-409/21-0-1 от 11 марта 2021 года в части допустимости сноса данного здания для строительства многоквартирного жилого дома на участке. Административные истцы полагают, что технический учет даты постройки «1945-1950» здания указан недостоверно, что нарушает их субъективные права, в частности на сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде, на достоверность информации и на доступ к ней.
Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания 24 января 2022, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «АНТАРЕС», Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее – КГИОП), Служба государственного и строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу (далее – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) (л.д.133-136 том 1).
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д.233-249 том 1).
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административные истцы просят решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что в технический паспорт были внесены изменения в части года постройки здания, расположенного по адресу: <адрес>, однако, документы, послужившие основанием для данных изменений, произведенных произвольно, представлены не были. Техническое заключение от 2017 года на момент совершения оспариваемых действий отсутствовало, в связи с чем, не может являться основанием для признания технического учета законным. Здание визуально воспринимается с открытых городских пространств, согласно утвержденным красным линиям примыкает к тротуару и к утвержденной красной линии земельного участка, в связи с чем, вывод суда о том, что спорное здание не формирует и не формировало уличный фронт сделан необоснованно, что привело к нарушению прав и законных интересов административных истцов (л.д.10-11, 53 том 2).
ГБУ «ГУИОН» в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву указало, что поскольку доказательства того, что спорное здание построено в 1909 году и является историческим, отсутствуют, то оснований для изменения года постройки здания с 1945-1950 на 1909 не имеется. Непредставление в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении характеристик объекта недвижимости, в отсутствие прямого указания законодательства и договорных отношений, не свидетельствует о неправомерности действий ГБУ «ГУИОН» (л.д.62-66, 128-130 том 2).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Тимофеев Р.М., представители заинтересованных лиц Службы государственного и строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Санкт-Петербургу не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявившиеся лица об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца Мухина О.В., и его представителя Капитонову А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ГБУ «ГУИОН» Фанову А.Ю., представителя заинтересованного лица КГИОП Касьянову Д.В., представителя заинтересованного лица ООО «Специализированный застройщик «АНТАРЕС» адвоката Ериго Л. Г., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: <адрес>, расположен в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, режим охранной зоны ОЗРЗ-1(32) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (объединенная зона охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга), подзона ЗРЗ (15) 01 Кировского района Санкт-Петербурга (зона ЗРЗ - объединенная зона охраны объектов культурного наследия за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга).
Земельный участок ограничен с севера – селитебной территорией (территорией, предназначенной под застройку), с северо-востока – улицей <адрес>, селитебной территорией, с востока – улицей <адрес>, территорией <адрес>, с юга – территорией складских помещений, с юго-запада - улицей <адрес>, с запада – улицей <адрес>, с северо-запада – улицей <адрес>.
29 июня 2020 года в соответствии с имеющейся документацией градостроительного планирования на участок разработан градостроительный план №RU7819900034509, согласно которого основным видом разрешенного строительства на указанном участке является многоэтажная жилая застройка; на участке находятся три нежилых здания: №..., трехэтажное, 1960 года постройки; №..., трехэтажное, 1909 года постройки; №..., семиэтажное, 1909 года постройки.
Согласно историческим сведениям в отношении спорного участка, до XVIII в. данная территория в районе Нарвской заставы считалась «холодной поляной», так как было замечено необычно долгое таяние снега на этом месте. В середине XIX в. участок приобрел купец Б.Г.Л.. В 1906 году была высказана идея о создании на этом месте холодильных складов с использованием аномалии таяния. В 1907 году было создано товарищество «Унион», построившее на указанном участке здание склада-холодильника. Там же существовало и легкое хранилище – «летник», принадлежавшее донскому казаку Р.Т.И.. В 1918 году эти предприятия были национализированы и стали называться «Хладокомбинат №4» (бывшее товарищество «Унион») и «Хладокомбинат №5» (предприятие Рябошапки). В 1931-1933 годы производилось строительство нового холодильного корпуса, одновременно дореволюционный холодильник №4 был расширен (современная литера Б). Впоследствии территория многократно достраивалась другими литерами и перестраивалась. Здания числились холодильниками №4 и №5 конторы «Росмясорыбторга». В 1993 году предприятие акционировалось в ОАО «Ленхладокомбинат № 4-5», в 2013 году было ликвидировано. После остановки производств, здания сдавались в аренду, затем - пустовали, находились в заброшенном состоянии, неоднократно перепродавались. В настоящее время собственником участка и зданий является ООО «Специализированный застройщик «Антарес».
Согласно заключению КГИОП от 18 августа 2017 года №01-27-1559/17-0-2 на земельном участке были расположены исторические здания: литера А (1909 года постройки), литера И (1909 года постройки), не формирующие уличный фронт застройки, а также неисторические здания: литера Б (1932 года постройки), литера В (1957 года постройки), литера Е (1945-1950 годов постройки), литера Ё (1953 года постройки), литера Ж (1948 года постройки), литера Й (1953 года постройки), литера Л (1950 года постройки), литера Н (1951 года постройки), литера О (1960 года постройки). Данное заключение не оспаривалось.
В соответствии со сведениями ГУП «ГУИОН» в отношении литера Е произведен учет года постройки - 1909, 1945-1950 год постройки.
Аварийность зданий, расположенных на участке, впервые отмечена в 1946 году, затем фиксировалась в 1957 году, в 1963 году, в 1971 году, в 1982 году, в 1984 году, в 2007 году, 2017 году, в 2020 году. Согласно представленным техническим заключениям по результатам обследования строительных конструкций от 2017 года, выполненным Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», а также заключений от 2020 года, выполненным ООО «Ленгипроречтранс», все указанные здания являлись аварийными.
Заключением КГИОП (рег. №01-27-409/21-0-1 от 11 марта 2021 года, рег. №01-27-409/21-0-0 от 5 мая 2021 года) принято положительное решение о соответствии эскизного проекта многоквартирного жилого комплекса по адресу: <адрес>, режиму использования земель в границах объединенных зон охраны. При этом указано, что на земельном участке расположены исторические здания: литера А (1909 года постройки) и литера И (1909 года постройки), не формирующие уличный фронт застройки. Остальные здания являются не историческими (до 1917 года постройки). Представленный эскизный проект не предусматривает сохранение имевшихся на спорном участке зданий.
ГУП ГУИОН передал в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости информации о нежилом здании по адресу: <адрес> с годом постройки 1909.
По результатам проведенного в 2017 году ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» технического обследования строительных конструкций здания техническим заключением установлен период постройки здания 1945-1950 (л.д.152 том 1).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что действиями административного ответчика законные права административных истцов на сохранение объектов культурного наследия в исторической среде не нарушены, поскольку доказательств того, что спорное здание может быть признано историческим, не представлено, также как и не имеется доказательств того, что год постройки здания лит. Е может быть определен как 1909. Уличный фронт здание не формирует, в связи с чем, в случае его разборки обязанность по восстановлению его внешнего облика у собственника не возникает.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), которым до 01 января 2017 года регулировались отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Кадастровый учет в силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9. 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости согласно пункту 23 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона вносятся сведения о годе ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" определение года постройки здания с целью установления его принадлежности к историческим зданиям (к которым относятся здания, построенные до 1917 года включительно) осуществляется на основании учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (раздел 3).
В срок до 01 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передавали в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В пункте 5 приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" указано, что источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются в том числе: технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
До 01 декабря 2010 года кадастровый учет объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, в том числе объектов капитального строительства, осуществлялся Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, на который Указом Президента Российской Федерации "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 года N 2130 были возложены функции по организации ведения государственного земельного кадастра, регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
Начиная с 01 декабря 2010 года и до 01 января 2013 года, в соответствии с Приказом Росреестра от 01 марта 2010 года N П/93 полномочия органа кадастрового учета, в том числе объектов капитального строительства, принадлежали ФГУ "Земельная кадастровая палата по Санкт-Петербургу", правопреемником которого является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу.
До вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга ведение реестра прав на недвижимость было отнесено с 1 января 2017 года к полномочиям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (СПб ГУП "ГУИОН"), осуществляло технический учет в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2006 года N 32-р "Об утверждении Устава ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости и закреплении имущества" (далее - Устав), Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
С 1 марта 2022 года ГУП «ГУИОН» реорганизовано путем преобразования в ГБУ «ГУИОН» в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2021 года № 624 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года № 98 и реорганизации Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости».
В материалы дела представлена выкопировка из инвентарного дела объекта, расположенного по адресу: <адрес>, из которой следует, что по состоянию на 1998 год было учтено нежилое здание литера Е площадью 398,7 кв.м с годом постройки «1909». По состоянию на 2005 год было учтено здание общей площадью 404,3 кв.м с годом постройки «1909», по состоянию на 2011 год – здание общей площадью 397,1 кв.м с годом постройки «1909» (л.д. 113-128 том 1).
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого же Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 3 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 названного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Этой же нормой Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», устанавливалось, что в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Как следует из материалов дела и ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2022 года, поступившего в суд апелляционной инстанции:
- согласно учетно-технической документации, хранящейся в архивах филиала ГУП «ГУИОН» - ПИБ Центрального района, изготовленной в период с 1971 года по 2011 годы, год постройки нежилого здания по адресу: <адрес> – «1909». В филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу по государственному контракту от 11 апреля 2012 года № 12Д/2012 по теме «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (VI этап)» (далее – Госконтракт) сведения о годе постройки здания «1909» были переданы верно. В техническом паспорте на нежилое здание от 2005 года. электронная копия которого передавалась в филиал по Госконтракту, содержатся достоверные сведения о годе постройки нежилого здания – «1909» (л.д. 129 том 1);
- в результате проведенного анализа сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу установлено, что нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес>, было поставлено на государственный кадастровый учет на основании технического паспорта, подготовленного филиалом государственного учреждения «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости», в котором указан год постройки 1909 год (л.д. 138-139 том 2).
С учетом изложенного, и исходя из завершения с 01 января 2013 года переходного периода применения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судебная коллегия приходит к выводу о том, что после передачи по Госконтракту от 11 апреля 2012 года № 12Д/2012 ГУП ГУИОН в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу данных для включения в Государственный кадастр недвижимости сведений о здании <адрес>, данное строение следует оценивать как ранее учтенное с теми техническими характеристиками которые были установлены на указанную дату, включая год постройки здания "1909", так как первоначальное внесение сведений (о годе постройки здания в 1909 году) производилось регистрирующим органом на основании действительной информации, переданной в порядке межведомственного взаимодействия органом первичного технического учета - филиала ГУП ГУИОН - ПИБ Центрального района, эти сведения являлись актуальными и подтверждались технической документацией, что соответствовало требованиям части 8 статьи 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и пункта 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 года N 403, в соответствии с которыми, внесение сведений о здании производится на основании технического паспорта здания, изготовленного до 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Согласно данного постановления техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях: составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду; определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
Проведение технической инвентаризации зданий (помещений) осуществляется ГУИОН в соответствии с Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, разработанными Республиканским управлением технической инвентаризации, введенными в действие с 01 января 1991 года, требованиями Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года N 37, а также иными нормативными актами, определяющими порядок проведения технической инвентаризации.
В компетенцию ГУП ГУИОН входит составление технической документации по итогам обследования объектов недвижимости. Документация составляется на основании сведений, полученных в ходе обследования, с целью фиксации реальных (фактических) характеристик объекта на момент обследования.
Согласно пункта 9 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, разработанными Республиканским управлением технической инвентаризации технический паспорт инвентарного объекта является сводным документом, отражающим инвентарный объект по состоянию на конкретную дату и содержащим сведения о местоположении объекта (п. 1 и п. 4 раздела "А" паспорта), классификации (п. 2 раздела "А" паспорта), периоде эксплуатации (п. 3 раздела "А" паспорта), границах и обслуживающей объект площади земельного участка (раздел "Б"), составе объекта (раздел "В"), учетно-технических характеристиках, необходимых для целей учета и составления отчетности по данному классу объектов (раздел "Г"), стоимости и износе объекта в целом и его составляющих (раздел "Д"), учетном фонде (форме) собственности (п. "а" раздела "Е"), владельцах объекта и доле их затрат на содержание и эксплуатацию (п. "б" раздела "Е"), ограничениях распоряжения объектом (п. "в" раздела "Е" технического паспорта).
При составлении технического паспорта заполняются лишь те разделы и строки, которые подтверждаются материалами инвентарного дела и сведениями из книги регистрации данного объекта.
Паспорт считается действительным при наличии адресных данных (п. 1 раздела "А") и известном составе объекта (раздел "В"). Все прочие разделы могут заполняться по результатам последующих инвентаризационно-технических работ.
В соответствии с пунктом 9.5 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, разработанными Республиканским управлением технической инвентаризации, вся информация, вносимая в паспорт, берется из полевых материалов или документов, разработанных на их основе, в том числе дата постройки - по акту технического обследования. Согласно пункту 9.6.1 Рекомендаций дата постройки инвентарного объекта вносится в паспорт по данным графы 6 акта обследования или на основании одного из следующих документов: акта приемки основного строения в эксплуатацию; справки органа архитектуры города (района); справки краевого (областного) архива; справки статистического органа, составленной на основании отчетности по капитальному строительству; справки застройщика; справки владельца.
Как следует из материалов дела, в 2014 году в технический паспорт 2005 года были внесены изменения в части года постройки здания <адрес>: зачеркнут «1909» и вписан «1945-1950» с пометкой «20.02.2014 см. заявление и техническое заключение» (л.д. 12-22 том 1).
Согласно пояснений административного ответчика технический учет был произведен в соответствии с действующим законодательством на основании документов, предоставленных владельцем, которые в настоящее время не сохранились.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что в материалах инвентарного дела имеется техническое заключение №Е-00-295-О по результатам обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленного в 2017 году Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», согласно которому год постройки здания – 1909, в 1945-1950 годах выполнена реконструкция здания с заменой несущих конструкций (л.д. 152 том 1).
По результатам технического обследования строительных конструкций здания установлено, что в период 1941-1945 г. здание существенно пострадало, после чего выполнена (ориентировочно 1945-1950 гг.) замена фундамента и основных несущих конструкций здания с использованием современных строительных материалов. Фундаменты под несущие стены были переложены и выполнены из полнотелого керамического кирпича с незначительным наличием бутовых камней в теле кладки. Деревянных лежней в основании фундаментов не выявлено. Профиль сечения фундаментов соответствует кирпичным фундаментам, возводимым в послевоенный период. Наружные и внутренние стены здания выполнены из кирпича различных видов, произведенного ориентировочно в 1945-1950 гг. Толщина стен соответствует стандартным размерам кирпичной кладки послевоенных годов. Междуэтажные перекрытия в здании выполнены в виде деревянного настила по металлическим балкам, которые опираются на несущие наружные стены и внутреннюю стену по оси «В», что характерно для строительно-восстановительных работ послевоенного периода. По совокупности признаков фактический период возведения здания – 1945-1950 гг.
Таким образом, при исследовании здания не были обнаружены строительные материалы, дающие основания для определения года постройки сохранившегося здания ранее 1945 года.
Как следует из ответа ГУП «ГУИОН» от 6 февраля 2018 года № 1304-Исх, представленного на запрос в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, в июле 2017 года с учетом технического заключения по результатам обследования конструкций здания от 2017 года, ПИБ был изготовлен технический паспорт на здание, в котором ошибочно был указан год постройки – «1945-1950», вместо «1909». Фактически год постройки здания - «1909», год реконструкции – «1945-1950» (л.д. 129 том 1).
Кроме того, здание, расположенное по адресу: <адрес> снято с кадастрового учета в связи с аварийностью и демонтажем, то есть в настоящее время фактически не существует, что не оспаривалось сторонами и установлено Санкт-Петербургским городским судом в апелляционном определении от 28 марта 2022 года при рассмотрении апелляционной жалобы Мухина О.В., К.В.В. З.А.Р. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года по административному делу №... (л.д. 219 том 1).
Данное обстоятельство делает невозможным проведение историко-культурной архитектурной экспертизы для определения даты постройки здания. В материалах ГУП «ГУИОН» технической инвентаризации также отсутствуют какие-либо документы, которые могли бы являться основанием для указания года постройки реконструированного здания как до 1917 (1909). Иных достоверных и достаточных доказательств этому не имелось и не имеется.
При этом судебная коллегия полагает, что само по себе отсутствие документов, которые явились основанием для указания в 2014 года постройки здания – после 1917 года, не свидетельствует о нарушении прав административных истцов, указавших на год постройки здания до 1917 года, и не влечет основания для удовлетворения административного иска по данным требованиям.
Также судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о неправильном выводе суда первой инстанции о том, что спорное здание не формирует и не формировало уличный фронт.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Права на сохранность объектов культурного наследия и доступ к культурным ценностям являются публичными правами и закреплены в пунктах 2, 3 статьи 44, статьи 18 Конституции Российской Федерации.
В преамбуле к Федеральному закону N 73-ФЗ от 25.06.2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" говорится, что данный Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.
Как следует из апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2022 года №..., в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», участок расположен в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОЗРЗ-1.
В соответствии с разделом 3 части 1 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» под историческим зданием понимается «… здание, строение, сооружение, не являющееся объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относящееся к следующим историческим периодам: в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, а также в Невском районе Санкт-Петербурга, - построенное до 1917 года (здесь и далее год постройки включительно); в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (за исключением Невского района Санкт-Петербурга), - построенное до 1957 года, деревянное 1-2-этажное здание, строение, сооружение - построенное до 1917 года (год постройки определяется в соответствии с учетно-технической документацией об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации)».
Разделом 3 части 3 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» «Общие требования режима использования земель в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОЗРЗ-1») запрещается снос (демонтаж) исторических зданий.
Правообладатель земельного участка, на котором располагалось историческое здание, образующее ценную историческую среду кварталов и указанное в приложении 1 к Режимам, обязан осуществить его восстановление в случае полной или частичной утраты исторического здания, произошедшей в том числе в результате разборки, демонтажа отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых было установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов), за исключением случаев разборки, демонтажа строительных конструкций в ходе капитального ремонта, реконструкции исторического здания, допускаемых Режимами.
Правообладатель земельного участка, на котором располагалось историческое здание, формирующее уличный фронт, но не образующее ценную историческую среду кварталов и не указанное в приложении 1 к Режимам, обязан осуществить его восстановление в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств, в случае полной или частичной утраты исторического здания, произошедшей в том числе в результате разборки, демонтажа отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых было установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов).
В случае полной или частичной утраты исторического здания, произошедшей в результате разборки, демонтажа отдельных строительных конструкций с нарушением требований режимов, правообладатель земельного участка обязан осуществить его восстановление в части внешнего облика.
В соответствии с подпунктом 2.1.1.2.1 пункта 2.1 параграфа 2 части 1 Приложения 1 к Приложению 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» улицы <адрес> относятся к историческому планировочному каркасу Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в отношении данных улиц сохраняются только их трассировка, сохранившиеся исторические линии застройки, аллейные посадки и озеленение.
Сохранение иных элементов застройки, включая сохранение зданий, находящихся на спорном участке законом не предусмотрено, данные здания не указаны в приложении 1 к Режимам как здания, образовывающие ценную историческую среду квартала.
Судебной коллегией отклонен довод административных истцов о том, что здания литера А, Б, В, Ж и Е формируют уличный фронт улицы <адрес> и имеют историческую и архитектурно-градостроительную ценность, в силу того, что охрана исторической трассирровки законом не предусмотрена, историческая трассировка не совпадает с существующей в настоящее время трассировкой улицы <адрес>, охраняемые законом пути обзора не нарушаются (л.д. 210-222 том 1).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 части 2 указанной статьи административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Однако таких доводов и доказательств при существовании здания, отличного от здания литера Е, возведенного (реконструированного) в его параметрах после 1917 года (1945-1950 гг.), административными истцами указано и представлено не было.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-0, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В Определении от 25 мая 2017 года N 1006-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, если суд признает решение решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца суд принимает решение об удовлетворении требований административного истца.
Право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Однако в данном административном деле указанная совокупность не установлена, что препятствует удовлетворению административного иска.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действия административного ответчика не нарушают права административных истцов на сохранение объектов культурного наследия в их исторической среде, и права административных истцов на достоверность информации и на доступ к информации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьей 29 Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административных истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухина О. В., Тимофеева Р. М. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
![Печать карточки](images/print.gif)